среда, 25 января 2017 г.

Влияние звуков и музыки на человека

Одно из самых прекрасных качеств человека и большинства живых организмов – это восприятие звуков.

Человека с рождения окружает множество звуков: шелест листьев, шум леса, треск сломанной ветки, журчание ручья, плеск волн, стрекотание насекомых, звуки издаваемые животными, крики, голоса людей, неясные шорохи…

Мир наполнен звуками разной силы. Люди их слышат, даже плод в утробе матери тоже слышит. Совершенно глухие люди также подвержены воздействию звуков.

80% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению, но звуки оказывают большее воздействие на чувства и эмоции.
Воздействие звуков на человека различное. Оно может быть гармонизирующим, оздоровительным, разрушительным, вдохновляющим, успокаивающим, раздражающим и т. д.

Человек, прислушиваясь к звукам Природы, старался создать подобные звуки своим голосом. Он также придумывал различные музыкальные инструменты. Так родилась музыка.
                                 
Понятие о звуке

Звук – это энергия. Звуки имеют определённую частоту, уровень громкости, ритм, определённую гармонию и воздействуют на человека положительно или отрицательно.

Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать структурные и функциональные возможности человека, его физиологические функции: пульс, артериальное давление, сердечный ритм, дыхание, пищеварение, работу эндокринных желез, cгармонизировать энергетическую систему – движение энергии в энергетических чакрах и  меридианах, органах, системах органов и в частях тела.

Особое влияние звук оказывает на эмоции и ментальное состояние человека.

Сочетания звуков создают музыку.

Музыка – это искусство стройного и согласованного сочетания звуков, проявляющееся в их сочетаниях, в их гармонии, созвучии, мелодии. Музыка духовно развивает человека, помогает его восприятию внешнего мира, обогащает его воображение.

Каждый по своему воспринимает разные музыкальные мелодии и ритмы и по – разному на них реагирует.

В последние 20 лет появилась и активно развивается наука биомузыкология, которая изучает влияние музыки и отдельных звуков на живые организмы.

Учёные установили, что различные по частоте звуки имеют разное влияние на человека. Это связано с ритмами головного мозга. Наш организм хорошо откликается на вибрационную частоту музыки, так как тоже является своеобразным инструментом, в котором каждый орган, каждая система, каждая часть тела, каждая клеточка имеют свои вибрации. Если их озвучить, получатся настоящие мелодии. Например, ДНК звучат подобно мелодиям индийских медитаций, а раковые клетки – подобно «Похоронному маршу» Шопена.

Исследователи установили, что совпадение естественных биоритмов и ритмов музыки усиливают воздействие звуков музыки на организм в целом. Если биоритмы человека не совпадают с музыкальными ритмами, то биоритмы человека подстраиваются под звуки музыки, и это меняет состояние органов и систем органов человека и его психоэмоциональный настрой.

Все мы имеем индивидуальные вибрационные ритмы, поэтому у нас разные музыкальные вкусы.

У каждого звука своя частота. Слишком высокие и слишком низкие звуки мы не слышим, но они материальны. Американские учёные лаборатории Jet Propulsion в Пасадене обнаружили феномен «звукосвечения». Они направляли мощные ультразвуковые волны в стеклянный сосуд с водой и увидели, как образуются в воде крошечные пузырьки, излучающие голубоватый свет. Этот опыт доказывает реальность физического воздействия звуков на материю, причём не только слышимых, но и тех, которые человеческое ухо не способно воспринимать.
                                  
Слуховой путь человека

Это путь от начала звука до результата, который проявляется раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути.

Например, скрип дверей или трение железа по стеклу вызывают неприятные ощущения, сильное раздражение и желание немедленно прекратить этот звук.

Но когда мы слышим звуки духового оркестра, исполняющего марш, то нам хочется идти, двигаться  и двигать руками и ногами в такт музыке. Слуховой путь этих звуков проходит через слуховой канал  к центрам движения рук и ног, сердечно – сосудистой системы, происходит стимуляция положительных эмоций, подъём духа, человек улыбается (активизируются центры движения губ и глаз). Оканчиваться этот путь может в центре удовольствия.

Похоронный марш имеет совершенно другой слуховой путь. Проникая в мозг,  звук раздражает  центр сердечной деятельности, возбуждает воспоминания о былом, действует на клетки мозга, отвечающие за выделение слез. Человек может расстроиться, заплакать, почувствовать сердечную боль.

Классическая музыка имеет свои слуховые пути. Она, в основном, написана в ритме работы сердца (60 – 70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма.

Определённые музыкальные произведения  при воздействии на человека успокаивают возбуждённые нервные центры, (например, гнева, страха, печали), снимают состояние стресса, облегчают боль, улучшают обменные процессы. Это происходит под воздействием духовной классической музыки композиторов – Баха, Бетховена, Моцарта, Бортнянского.

Каждое произведение имеет свой слуховой путь, своё воздействие и свой результат на физическое, эмоциональное и ментальное состояние человека.

Восприятие звуков и музыки человеком

Звуковые колебания воспринимаются человеком через органы слуха,

передающие полученную информацию в определённые участки мозга. Звуковые колебания могут передаваться мозгу прямо через череп. Череп в этом случае -  большая мембрана. Колебания определённой частоты напрямую воздействуют на функции отдельных органов и организм в целом.

Доктор медицинских наук и профессиональный певец Сергей Шушарджан в своих исследованиях установил, что даже кожа является проводником звуков в организм. Музыка имеет волновую природу и передаётся через виброрецепторы в коже, воспринимающие звуковые волны в широком диапазоне. При воздействии на виброрецепторы звуковых волн определённой частоты возникает тот или иной механизм реакции организма на воздействие звука.

Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, которым она исполняется. Вот данные об особенностях влияния на человека отдельных музыкальных инструментов, почерпнутые из мирового музыкальнотерапевтического опыта:

Скрипка – лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания, пробуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

Орган – проводник энергии "космос – земля – космос"; приводит в порядок ум, гармонизирует энергетический поток в позвоночнике;

Фортепиано – корректирует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу, гармонизирует психику;

Барабан – восстанавливает ритм сердца, лечит печень, приводит в порядок кровеносную систему;

Флейта – очищает, лечит легкие и бронхи, благотворно воздействует на кровообращение;

Арфа – гармонизирует работу сердца;

Виолончель – лечит сердце, благотворно действует на почки;

Цимбалы – уравновешивают энергетику печени;

Гармонь, баян, аккордеон – активизируют работу всей брюшной полости;

Саксофон – активизирует сексуальную энергию, лечит всю мочеполовую систему, заболевания легких, толстой кишки;

Кларнет – хорошо влияет на систему кровообращения, на печень;

Металлофон, колокольчики – излечивают болезни легких, толстой кишки, устраняют тоску (депрессию).

Бубны, барабаны, дудочки, рожки, флейты, трубы – самые первые музыкальные инструменты в истории человечества.  Возможно, и звуки этих инструментов могут быть самыми лечебными (такая гипотеза существует).

Гитара, скрипка, виолончель, альт, арфа (т.е. струнные) – действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а также на тонкий кишечник.

Ученые из г. Самарканда на основе собственных изысканий пришли к выводу, что медленная негромкая музыка струнных инструментов снижает кровяное давление.

В ходе исследований, проведенных кафедрой нормальной физиологии медицинского факультета российского Университета дружбы народов совместно с кафедрой рефлексотерапии Московского медицинского стоматологического института и Институтом традиционной медицины и музыкальной терапии, было установлено, что лучше всего успокаивают нервы скрипка и фортепиано, расслабляет – флейта, активизируют (или подавляют – в зависимости от музыки и времени суток) – гобой и кларнет, лечит сердце – виолончель.

Заболевания печени и желчного пузыря излечиваются звуками барабана, ксилофона, духовых (но не металлических!) инструментов – особенно кларнета, гобоя, рожка, флейты.

Бронхо – легочные заболевания лечатся звуками духовых (особенно – металлических: труба, тромбон и т.п.) инструментов.

Рушель Блаво, профессор НИИ традиционной народной медицины и музыкотерапии г. Санкт-Петербурга, руководитель Академии нетрадиционной народной медицины в том же городе, всемирно известный целитель-экстрасенс, композитор, на основании собственного многолетнего музыкотерапевтического опыта сделал свои выводы о целительной силе определенных музыкальных инструментов на конкретные органы и системы человеческого организма. При этом Р. Блаво выявил и наиболее благоприятное время суток для музыкотерапевтического воздействия на эти органы, и это время соответствует суточным биоритмам органов:

ПЕЧЕНЬ - (флейта) – 1 - 3 ч. утра
ЛЁГКИЕ - (арфа) – 3 - 5 ч. утра
ТОЛСТЫЙ КИШЕЧНИК - (губная гармонь) – 5 - 7 ч. утра
ЖЕЛУДОК - (клавишные инструменты) – 7 - 9 ч. утра
ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА - (труба) – 9 - 11 ч. утра
СЕРДЦЕ - (гитара) – 11 - 13 ч. дня
ТОНКИЙ КИШЕЧНИК - (скрипка) – 13 - 15 ч.
ПОЧКИ - (саксофон) – 17 - 19 ч.
ПОЗВОНОЧНИК - (барабан) – 19 - 23 ч.
ЖЕЛЧНЫЙ ПУЗЫРЬ - (гобой) – 23 - 01 ч. ночи


Каждый орган функционирует на определённой частотной волне, и когда он

попадает в поле с диссонантной для него частотой на долгое время, то возникают нарушения в работе органа. Человек при этом чувствует недомогание.

Человеческое ухо способно улавливать звуки в диапазоне от 16 гц до 20000 гц.

Частоты, не воспринимаемые нашим слуховым аппаратом до 16 гц, относятся к инфразвуковым волновым колебаниям, а выше 20000 гц – к ультразвуковым волновым колебаниям.

Режимы колебаний, характерные для большинства органов и систем организма человека, находятся в инфразвуковом диапазоне.

Внутренние органы человека имеют довольно низкие собственные резонансные частоты:

- брюшная полость и грудная клетка – 5 – 8 гц;
- голова – 20 – 30 гц;
- глаза – 19 гц и 40 – 100 гц;
- вестибулярный аппарат ~ 6 гц;
- сердце - 4 – 6 гц;
- сокращения сердца – 1 – 2 гц;
- желудок – 2 – 3 гц;
- кишечник – 2 – 4 гц;
- почки – 6 – 8 гц;
- руки - 2 – 5 гц;
- альфа, - бета, - дельта – ритмы мозга – 0 – 14 гц.


Мозговая активность живого человека не прекращается даже во время глубокого сна. Мозг при этом постоянно излучает ритмические волны, указывающие на происходящие в нём процессы. Это можно зафиксировать на электроэнцефалограмме.

Когда мозг находится в состоянии дельта – ритма, то он излучает волны с частотой от 0 до 4 гц. Это может быть либо глубокий сон без сновидений, либо состояние глубокого расслабления, бессознательного состояния, комы, летаргического сна. Но и в этом состоянии мозг обрабатывает накопленную информацию, не успевшую стать осознанной.

В состоянии тэта – ритма частота колебаний мозга составляет от 4 до 7 гц. Это глубокое расслабление или медитация или неглубокий сон. Во время этого ритма возникают особенно яркие видения или интуитивные догадки. Тэта – волны формируют состояния, переходные от спокойного бодрствования к фазам сонливости, переходящим в глубокий сон. Однако частоты 5 – 6 гц опасны для работы печени и вызывают чувство усталости.

В альфа – состоянии – частота волновых колебаний головного мозга от 7 до 14 гц. Диапазон частот от 7 до 8 гц чрезвычайно опасен для здоровья. Такие вибрации могут спровоцировать эпилептические приступы, смертельно поразить внутренние органы и даже реально деформировать их.  Длительное воздействие на мозг звука частотой 7 гц пагубно влияет на сердце, может вызвать его остановку.

Учёные установили, что из – за возбуждения резонансных колебаний, которые совпадают с альфа – ритмом головного мозга, в биологических объектах возникают крайне негативные воздействия инфразвуковых вибраций. Этот факт используется полицией в ряде стран мира для разгона толпы и предотвращения беспорядков. Включаются мощные генераторы, частоты которых отличаются на 5 – 9 гц. Колебания, возникающие вследствие разности частот этих генераторов, имеют инфразвуковую частоту и вызывают у большинства людей неприятные зрительные эффекты, необъяснимые страх, тревогу, желание скорее покинуть опасное место.

Такое же влияние могут оказывать на сознание и бинауральные ритмы. Учёный Роберт Монро установил, что при прослушивании определённых мелодий человек способен ощущать разницу звука между частотами. Например, если одно ухо слышит звук с частотой 150 гц, а другое 157 гц, то оба полушария головного мозга начинают работать синхронно. Эти ритмы образуют не реальный звук, а фантом мощностью всего 7 гц.

Звуковые колебания с частотой 10 – 14 гц способствуют одновременно и глубокому сосредоточению, и расслаблению, они приводят к покою и душевному равновесию в активном состоянии. Мозг при этом более продуктивно обрабатывает полученную информацию. Это благоприятно для творческих процессов, принятия логичных и взвешенных решений.

Излишняя активность диапазона альфа – волн приводит к апатии, пассивности, желанию отложить все дела. Недостаточная активность мозга в данном диапазоне может быть при конфликтных состояниях, психических расстройствах, страхах.

Американский физик Р. Вуд проделал такой опыт. В театре при просмотре спектакля он использовал аппарат, излучающий инфразвуковые волны, и направлял их на сцену. Звука никто не слышал, но с одной из актрис случилась истерика.

Бета – ритмы головного мозга – 14 – 35 гц. Это состояние работы мозга самое непродуктивное. Оно характерно для стресса, возбуждения. Человек не способен  воспринимать чьи – то советы, а только защищаться и противостоять любым предложениям из вне. Волны бета – состояния вызывают чувство беспокойства, нервозность, растерянность, суетливость.
Для глаз опасна частота 19 гц, при которой возможны различные галлюцинации и расстройства зрения.

Гамма – ритмы головного мозга – свыше 35 гц. Это активное состояние мозга.

Таким образом, если частота инфразвуковой волны такая же, как волна вибрации органа, то при высокой интенсивности она приводит органы к вибрационному резонансу или диссонансу и способна вызвать их дисфункцию.

Вибрационный резонанс вызывается мощными внешними генераторами. Например, усилителями громкости звука на дискотеках, на современной эстраде, на рок – концертах.

Рок, помимо негативной информации в текстах песен, оказывает прямое разрушающее воздействие на организм человека громкостью звучащих мелодий. Музыка этого направления характеризуется переизбытком высоких и низких частот. Такое чередование совместно с громкостью серьёзно травмирует мозг.

Учёный – медик Дэвис Элкин установил, что пронзительная громкая музыка способствует сворачиванию белка. На одном из рок – концертов перед громкоговорителем Элкин положил сырое яйцо. К концу концерта яйцо оказалось «сваренным» всмятку.

Усиление низкочастотных колебательных волн бас – гитары в паре с битом деструктивно влияет на функции спинномозговой жидкости, которая контролирует работу слизистых желез. Нарушается равновесие в работе половых желез и надпочечников, происходит повышенный выброс тестостерона и гормона стресса – адреналина. Адреналин способен стирать запечатленную в мозге информацию, человек забывает то, что когда – то учил, факты, события, происходившие с ним в прошлом. Вызванные гормональные нарушения приводят к повышению уровня инсулина крови.

Пагубное влияние рока ведёт к постепенной деградации человеческой личности, вызывая у человека активацию животных уровней сознания, различные психические расстройства, галлюцинации. У человека нарушается память, он начинает страдать забывчивостью, то есть умственно деградирует.

Деструктивным фактором для здоровья и психики может стать излишняя громкость звуковой волны.

Наше ухо наилучшим образом воспринимает звук в 55 – 60 децибел. Громким считается звук в 70 децибел. А на площадке, где установлена аппаратура и динамики во время рок – концертов, громкость составляет 120 децибел (громкость рёва взлетающего реактивного самолёта). В середине площадки громкость достигает 160 децибел. Такой уровень громкости звука организмом человека воспринимается, как опасная ситуация. Вырабатывается гормон стресса – адреналин. Он участвует в реализации реакций типа «бей – беги», возникает ощущение опасности, тревога, страх. Это же бывает при травмах, ожогах и шоковых состояниях.

Происходит сужение сосудов органов брюшной полости, кожи и слизистых оболочек. В меньшей степени сужаются сосуды скелетной мускулатуры. Однако расширяются сосуды головного мозга. Артериальное давление под действием адреналина повышается. Также происходит усиление и учащение сердечных сокращений, облегчение атриовентрикулярной проводимости в проводящей системе сердца, повышение автоматизма сердечной мышцы, возникают сердечные аритмии.

Особенно опасны звуки свыше 95 децибел. Под их воздействием резко сужаются сосуды периферической нервной системы, нарушается сердечный ритм, появляется головная боль, мигрень, резко повышается раздражительность, переходящая в нервный срыв и истерику. Нарушается функция контроля за психическим и соматическим состоянием организма со стороны центральной нервной системы. Все официальные и независимые исследования показывают, что рок – музыка опасна для здоровья и психики человека. По данным статистики, жизнь рок – музыкантов коротка. Из них редко кто живёт более 50 лет.

Доказано, что рьяные слушатели рока имеют травмы слухового аппарата, которые не подлежат лечению, поведение их становится неадекватным, а реакции заторможенными. Специалисты утверждают, рок–н–ролл по своему влиянию на здоровье похож на наркотик. В рок – музыке есть ультра- и инфразвуки, которые человек не слышит, но они действуют на его органы и мозг. Наркотическими свойствами обладает рок – музыка, в которой используются сверхнизкие звуки с частотами 30 – 40 гц, которые сочетаются со сверхвысокими частотами 80000 гц.

На кафедре акустики МГУ провели исследование наиболее агрессивных образцов рок – и поп – музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства органов и тканей человека и вычислял, как музыка влияет на организм.

Частота основного ритма композиции «ДипПепл» «Smokeonthewater» от двух до четырёх герц. Такие скачки при громкости в 80 – 100 децибел (как в кузнечном цехе) вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, появляется агрессия к окружающим, могут быть негативные чувства и  эмоции по отношению к себе.

У тех, кто предрасположен к нервным расстройствам и психическим заболеваниям после двух-, трёхразового прослушивания подобной музыки, могут обостриться заболевания или появиться нервные срывы. Очень громкие шумовые звуки и негармонические обертоны нарушают состояние нервной системы: у человека начинают дрожать руки, нарушается острота зрения и слуха, в крови повышается содержание адреналина и других гормонов. Слушатели на рок – концертах после их прослушивания не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой сейчас год?».

Композиция «Битлз» «HelterSkelter» представляет собой приятную и благозвучную музыку. Однако, в ней основной ритм около 6,4 герц  находится в опасной для человека области резонансных частот грудной клетки и брюшной полости. При прослушивании этой композиции могут появиться внезапные боли в животе и груди. Также основной ритм по частоте совпадает с тэта – ритмами головного мозга, при котором могут быть яркие видения, галлюцинации и другие расстройства сознания. В экспериментах с животными такое совпадение частот нередко приводит к настоящему сумасшествию.

Практически установлено, что даже 10 – минутное прослушивание рок – музыки на громкости в 100 децибел может вызвать частичную потерю слуха.

Учёные доказали, что тяжёлая рок - музыка отрицательно влияет  на всё живое. Она вызывает расстройство физиологических функций у человека, у животных и у растений, болезнетворные микробы и вирусы чувствуют себя с этой музыкой отлично.

Применение целебных свойств музыки в древние времена и в наши дни

Исцеление звуками и музыкой практиковалось в древние времена. Шаманы и целители многих народов мира использовали человеческий голос, флейты, барабаны и другие инструменты в  повседневной жизни для изменения состояния мира.

Установлено, что некоторые ритмы барабанов усиливают тэта – активность головного мозга и вызывают состояния гипноза и близкие к сновидению состояния сознания. Это может вызывать подъём настроения, вдохновения и активизацию творческой деятельности.

В древние времена выделяли 3 направления воздействия музыки на человеческий организм:
-  на духовную сущность человека;
- на интеллект;
- на физическое тело.
Считалось, что музыка может усиливать любую радость, успокаивать любую печаль, смягчать любую боль и даже лечить болезни.

О музыкальной терапии упоминается в истории древней Греции. В Ветхом завете описывается излечение царя Давида от болезни с помощью игры на арфе. Активно использовал музыкальную терапию великий Гиппократ. Тайну гармоничных звучаний знали древние египтяне. В старейших скульптурах, барельефах и в резных работах отражены сцены игры музыкантов на различных музыкальных инструментах. Музыка применялась в отделах исцелений при храмах для лечения нервных расстройств.

У древних была священная музыка, домашняя и военная. Для священной музыки использовались лира, арфа и флейта. Для праздников – гитара, свирели, кастаньеты. Военная музыка исполнялась трубами, тамбуринами, барабанами и тарелками.

Великий врачеватель Средней Азии Авиценна использовал музыку для лечения больных и называл мелодии «нелекарственным» лечением наряду с диетотерапией, ароматерапией и смехотерапией при лечении психических расстройств.

Пифагор учился музыке в Египте и, переехав в Италию, основал науку о гармонии сфер. Он называл музыку точной наукой. Пифагор и его ученики использовали специальные мелодии для лечения ярости и гнева. Они занимались математикой под музыку, так как установили, что музыка благотворно влияет на интеллект.

Аристотель считал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на воспитание и формирование человека, так как  музыка воздействует на этическую сторону души.

В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был специальный музыкально – медицинский центр, в котором музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

В античной Греции музыка использовалась для стимуляции трудовых процессов и выполнения физических упражнений, а также услаждала душу на отдыхе и в пиршествах с друзьями.

На Руси использовали исцеляющие возможности колокольного звона, им лечили головные боли, суставы, снимали сглаз и порчу. Современными учёными установлено, что колокольный звон содержит резонансное ультразвуковое излучение, которое за несколько секунд убивает возбудителей брюшного тифа, вирусы гриппа и гепатита. Звонари имеют отличное здоровье и не болеют простудными заболеваниями.

Русским учёным профессором И. М. Догелем ещё в XIX веке установлено,что музыка изменяет частоту сердечных сокращений, глубину и ритм дыхания, повышает или
понижает артериальное давление. Это происходит у человека и у животных.

Известным русским хирургом академиком Б. Петровским музыка использовалась во время сложнейших операций, что обеспечивало гармоничную работу организма больных и медперсонала.

Психоневролог академик В. М. Бехтерев научно доказал благотворное влияние музыки на дыхание, газообмен, центральную нервную систему, кровообращение и практически на все процессы жизнедеятельности.

Популярность музыкальной терапии значительно возросла во второй половине XX века. В западных медицинских ВУЗах появляется специализация: профессиональный врач – музыкотерапевт. Российский Минздрав официально признал музыкотерапию в 2003 году.

Римская медицинская  академия опубликовала результаты многолетних исследований влияния музыки на организм человека. При этом установлено, что гипертонию, сердечные боли, последствия стрессов, депрессию, страхи, бессонницу, можно вылечить  с помощью музыки в 90% случаев.

Московский врач–педиатр, директор детского центра восстановительного лечения Максим Лазарев игрой на флейте успешно лечит бронхо – лёгочные заболевания у детей.

В московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Изменяя  и регулируя своё психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом могут помочь звуки природных шумов: звуки прибоя, пение птиц, рокот океанских волн, раскаты грома, шум дождя.

Известный киноактёр Жерар Депардье в молодости по совету своего лечащего врача слушал музыку Моцарта  и избавился от заикания.

Учёные из Геттингенского Университета в Германии проверили эффективность различных медикаментозных средств для сна и использование записей колыбельных песен. Мелодии колыбельных песен оказались намного эффективнее медикаментов.

В европейских клиниках музыку применяют в самый стрессовый для пациента предоперационный период. Специальные мелодии снижают уровень гормонов стресса в крови, мобилизуют организм, а во время операции заменяют лекарственную терапию.
Подобных примеров в наше время великое множество.

Лечебные свойства музыкотерапии

Музыкотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоизученных направлений традиционной медицины.

Терапевтический эффект этой методики основан на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами органов или организмом в целом.

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии.

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
2. Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей).
3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
4. Повышение эстетических потребностей.

Итогами лечебного действия музыкотерапии являются: эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтация с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в 2х основных формах: активной и рецептивной.

Активная музыкотерапия – терапевтически направленная активная музыкальная деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия может использовать простейшие музыкальные инструменты. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем – либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. К активной музыкотерапии относят хоровое пение.

Рецептивная музыкотерапия - процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Рецептивная музыкотерапия существует в 3х формах:
1. Коммуникативной – совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия.
2. Реактивной, направленной на достижение катарсиса.
3. Регулятивной, способствующей снижению нервно – психического напряжения.

Чаще используется рецептивная музыкотерапия. Участникам группы предлагают прослушать специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсудить их собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения  или более – менее законченных отрывка музыкальных произведений, каждый по 10 – 15 минут. Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учётом их  различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определённую музыкальную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить участников группы к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение с расслабляющим действием.

Второе произведение динамичное, драматическое, напряженное, несёт основную нагрузку. Оно стимулирует интенсивные эмоции, воспоминания, ассоциации из собственной жизни человека.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим или, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Практика показала, что регулярные курсы музыкотерапии позитивно влияют на стабилизацию психики человека.

Учёные обнаружили, что человеческий мозг может сам производить звуки, которые создают положительный эффект. Этот метод получил название музыкальная терапия мозга. Электромагнитные волны, производимые мозгом, записываются и затем переводятся в музыку. В дальнейшем при прослушивании этой музыки мозг человека «узнаёт» мелодию, и она оказывает на него благотворное влияние.

Альтернативной формой музыкальной терапии являются холосинковые аудиотехнологии. Первоначально этот метод использовался при медитациях. Его суть заключается в том, что звуки различных тонов успокаивают мозг и позволяют лучше взаимодействовать его правому и левому полушариям. Для этого звуки одного тона направляются в правое ухо и, соответственно, воспринимаются левым полушарием, а звуки другого тона направляются в левое ухо. Для того, чтобы синхронизировать эти звуки между собой, оба полушария мозга вынуждены усилить коммуникацию друг с другом.

Создатель этой техники Билл Харрис утверждает, что она помогает человеку расслабиться и успокоиться. Его слова подтверждают люди, испытавшие на себе действие этой необычной музыки. Действие обеих технологий основано на том, что в мозгу слушателя изменяются электроволны.

Музыкотерапия стала направлением в психотерапии. Резонансное воздействие звука на вибрации органов стало основополагающим фактором эффективного воздействия на больные органы методом биомузыкотерапии. Больным включаются записи вибраций здоровых органов, и выздоровление наступает значительно быстрее. В Китае выпущены и широко используются музыкальные альбомы для прослушивания и воздействия на определённые, имеющие патологию органы: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень», «Печень», «Лёгкие», «Сердце».

Музыкальная терапия для детей

В начале ХХ века учёные установили, что музыка – классическая музыка и колыбельные  - являлись целительными средствами для детей. Это развивает детей и делает их здоровее.

Так преждевременно родившиеся дети, особенно если они страдали от кислородной недостаточности, имеют пониженную ферментную деятельность своих клеток. После прослушивания классической музыки деятельность ферментных клеток у них усиливалась. Это установлено цитохимическими исследованиями. У детей также измеряли артериальное давление, пульс, частоту дыхания. И всегда наблюдали классическую реакцию адаптации, ребёнок начинал чувствовать себя лучше.

Детям, находившимся в больнице, получавшим сеансы музыкотерапии, врачами давались рекомендации продолжать прослушивание классической музыки дома после выписки из лечебного учреждения. Те дети, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справлялись со своими недугами, в том числе с неврологическими нарушениями.

Какую музыку должны слушать дети?

Беспокойные дети должны слушать мелодии со спокойным ритмом «адажио», «анданте». Это, как правило, вторые части классических сонат и инструментальных концертов.

Немецкие учёные разработали научную литературу по этому поводу, в их программах были включены: Моцарт, Шуберт, Гайдн, Вивальди, Чайковский. Например, вторая часть «Короткой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времён года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая Дама», колыбельные.

Мелодия со словами сильнее влияет на ребёнка, чем мелодия без слов. А живое пение сильнее, чем инструментальное исполнение, записанное на диск. Язык пения не имеет значения, новорожденные дети могут с радостью слушать колыбельную Брамса или Рождественские церковные песнопения на немецком языке.

Дети, страдающие от синдрома дистресса, которые плохо едят, отрывисто дышат, должны слушать композиции в стиле «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна. Например, вальсы из балетов Чайковского «На тройке», из его «Времён года», «Весна» из «Времён года» Вивальди, а также маршевую музыку.

Процедуры музыкальной терапии полезны и для здоровых, нормально развивающихся детей. Их нужно успокаивать или наоборот подбадривать при помощи расслабляющей или энергичной музыки.

Дети, которые получают музыкальное образование в музыкальных школах, играют на музыкальных инструментах, лучше усваивают учебную программу в общеобразовательных школах. Они лучше  других детей успевают в овладении различными предметами, в том числе, математикой, иностранными языками, у них улучшается память и внимание.

Музыкальная терапия противопоказана:
- детям с предрасположенностью к судорогам;
- детям с серьёзным отклонением здоровья, которое сопровождается отравлением организма;
- детям, страдающим от отита;
- детям с повышенным внутричерепным давлением.
                                  
Музыка Моцарта

Гениальный композитор Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге в семье музыкантов. Свою первую симфонию он написал, когда ему ещё не исполнилось 10 лет, первую успешную оперу  - в 12 лет. За свою короткую жизнь (умер он в 35 лет) он создал 40 симфоний, 22 оперы и ещё более 500 произведений в других жанрах.

Произведения Моцарта универсальны: они рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, избавляют от головной боли, помогают во время восстановительного периода после экстремальных ситуаций. Лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта. Это явление называется эффект Моцарта.

При сканировании мозга с помощью магнитного резонанса установлено, что музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении, высших процессах сознания и пространственном мышлении.

Исследования показывают, что музыка Моцарта усиливают мозговую активность. Люди, проходящие IQ – тест показывают заметное повышение интеллекта.

Музыка Моцарта весёлая, искрящаяся, передаёт такое настроение и детям и взрослым, она бодрит и радует, устраняет отрицательные, депрессивные эмоции, устраняет тревожность и страхи, снимает стресс.

Научно доказано, что музыка Моцарта способствует усвоению учебного материала, более быстрому овладению новыми знаниями, умениями и навыками, в том числе, в быстром овладении иностранными языками.

Она восстанавливает физические силы, снимает умственное напряжение, переутомление, улучшает слух.

Музыка Моцарта улучшает память, стимулирует мышление путём влияния  на активность определённых генов и белков, ответственных за память и внимание.

Произведения Моцарта рекомендуются для купирования головной боли, в восстановительный период после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций.

Музыку Моцарта можно проигрывать в детсадах, школах, высших и средних специальных учебных заведениях, на предприятиях и в учреждениях.

Произведения Моцарта вызывают прилив творческих сил у детей и у взрослых, повышают успехи в их деятельности на 40 – 50%.

Влияние музыки на развитие плода

Учёные - исследователи установили, что уже на пятом месяце беременности ребёнок слышит и различает звуки. Он реагирует на громкость и ритм мелодии. Она ему может нравиться или нет. Под влиянием музыки у ребёнка изменяется частота сердечных сокращений, тонус мышц, моторика тела и конечностей.

Доказано, что малыши после рождения узнают и активнее реагируют на ту музыку, которую они «слышали» внутриутробно.

Дети матерей, которые на двадцать восьмой – тридцать шестой неделе беременности слушали музыку, быстрее других реагировали на звуки, узнавали мелодии. У них лучше развита память.

Музыка при различных заболеваниях, болезненных и не болезненных состояниях

Хроническая усталость - поможет, обеспечит зарядом бодрости и энергии «Скрипичный концерт» и «Венгерские танцы» Брамса.

Бессонница – прослушивание на ночь колыбельных песен обеспечит глубокий, здоровый сон и детям, и взрослым. Выработке гормона сна – мелатонина способствуют: «Концерт для фортепиано» (2я часть) Бетховена, «Возблагодарим Господа» (псалом 116) Моцарта, «Лунный свет» Дебюсси, «Вторая симфония» (3я часть) Рахманинова, «Концерт для гобоя» Вивальди, Григорианские псалмы.
Наибольший эффект достигается при прослушивании музыки перед сном.

Алкоголизм – хорошо лечится под звуки балета «Дафнис и Хлоя» Равеля.

Шизофрения – стабильное поведение, ремиссия у больных возникает под музыку Генделя.

Улучшение кровообращения - наступает под звуки кларнета и флейты – пиккало.

Нормализуют артериальное давление и сердечную деятельность – негромкие, спокойные мелодии струнных инструментов и «Свадебный марш» Мендельсона.

Будущим мамам в период беременности - полезно слушать классическую музыку, которая способствует правильному формированию костной структуры плода, способствует духовному и физическому развитию будущего малыша. Беременные женщины, слушая классическую музыку, могут излечиться от сердечных, сосудистых и неврологических расстройств. Особенно благотворно влияет на беременную женщину и на плод музыка Моцарта.

Музыка Моцарта - феномен положительного воздействия звуков на человека: она развивает интеллект, повышает умственные способности у всех слушателей, не зависимо от того, нравится мелодия или нет, обладает обезболивающим эффектом, улучшает периферийное зрение.

Тревожность, стрессовое состояние – помогут мажорные небыстрые мелодии этнических композиций, симфонии Чайковского, рапсодии Листа, «Вальсы» и «Мазурка» Шопена, «Мелодии» Рубинштейна.

Снятие нервного напряжения, успокоение – расслабляют, помогают звуки флейты, игра на скрипке или фортепиано, звуки природы, классические произведения: «Свет луны» Дебюсси, «Ноктюрн соль минор» Шопена, «Шестая симфония» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта, «Колыбельная» Брамса.

Улучшение общего самочувствия, поднятие жизненного тонуса – помогут маршевые мелодии, оказывающие мобилизующее действие, ускоряющие сердечный ритм, а также классические мелодии: «Шестая симфония» (3я часть) Чайковского, «Увертюра Эдмонд» Шопена, «Венгерская рапсодия 2» Листа.

Мигрень и другие боли – помогут религиозные мелодии, «Полонез» Огинского, «Дон Жуан» Моцарта, «Сюита Маскарад» Хачатуряна, «Венгерская рапсодия 1» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Юморески» Дворжака.

Общее оздоровление – рекомендуются слушать увертюры Моцарта, Симфонии Чайковского, «Лесной царь» Шуберта. По мнению Роберта Шофлера, создателя музыкальной фармакологии, эти произведения мобилизуют организм для быстрого выздоровления и действуют общеукрепляюще.

Однако применение музыки в лечебных целях имеет противопоказания и ограничения.
Не стоит чрезмерно увлекаться сочинениями Штрауса и Вагнера, их произведения, по мнению музыкотерапевтов, могут пробуждать низменные инстинкты, а ноктюрны Шопена могут усугубить депрессию.

Современная рок – музыка может вводить в состояние стресса и подавленности. Слишком быстрая, громкая и диссонансная музыка вызывает выброс адреналина, что может существенно навредить человеку.

Музыка только тогда приносит пользу, когда она нравится и доставляет удовольствие, когда её слушают, пропуская через свои мысли и сознание.
Если музыка не нравится, вызывает внутренний протест и неприятные ассоциации, то слушать её и использовать её в качестве музыкальной терапии не стоит, даже если она рекомендована врачом.

Музыка должна звучать только для вас, настраивайтесь на неё, останавливайте ход ваших мыслей, особенно неприятных, представляйте тот эффект, который вы желаете получить.

Контролируйте, по – возможности, окружающую вас музыку и будьте здоровы!

Библиография:
Васина – Гроссман В. А. «Книга о музыке  и великих музыкантах» Маленькая энциклопедия. – М.:Детская  литература 1986;
Уколов В.С., Рыбакина Е. Л. «Музыка в потоке времени» – М.: Молодая гвардия, 1986;
Кэмпбэлл Д. Дж. «Эффект Моцарта» Мн. ООО «Попурри», 1999;
www.sna–kantata.ru Елена Вальве Статья «Музыка лечит душу и тело. Воздействие музыки на организм»;
www.oum.ru Статья «Влияние музыки на человека»;
www.bestreferat.ru Реферат Ивановой Татьяны «Влияние музыки на организм человека», 2009;
www.ayfaar.org  Статья «Влияние музыки, звука и вибраций на психику и сознание человека»;
www.tislenko.ru Клуб любителей эзотерики Статья «Музыкальные инструменты: специфика их влияния на органы и системы человека»;
www.dokumentika.org Инна Смирнова Статья «Воздействие музыки на человека»;
www.constructorus.ru Статья «Влияние музыки на человека»;
www.monamo.ru Статья на блоге Людмилы Сигаевой «Какая музыка вредит здоровью?»;
www.festival.1september.ru Яковенко Т.В. Статья «Музыка и здоровье человека».

9 комментариев:

  1. Статья впечатляет! Надеюсь, что не только для меня, но и для всех, кого беспокоит неадекватное поведение молодежи и поиска ответа на вопрос, почему они нас не слышат. А как детям слышать родителей, если у них в ушах дебильники и ритм ударников. Чем примитивнее, тем лучше. Глаза закатил и двигаю частями тела, кто на что способен. Или медитации. Что хорошего, когда едешь в общественном транспорте и видишь, что молодые люди сидят и сами себе устраивают транс. Никого не вижу и ничего не слышу. Мода. А последствия страшные. Спасибо за публикацию. Наводит на многие выводы. С уважением.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Геннадий. Спасибо вам за откровенный и объективный комментарий. С уважением

    ОтветитьУдалить
  3. Да, статья и нова, и архиактуальна. Спасибо, доктор. Но чтобы использовать ее для лечения, надо бы понимать музыку (речь, разумеется, о классической(!) музыке), интересоваться, изучать, а главное, тщательно и мучительно долго подбирать для себя; что подходит мне, навредит или не даст эффект другому...

    "Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу кто ты". Медитация? Транс?Нет, это ментальное самоубийство под маской псевдосозерцания...
    Уважаемый доктор, а какую музыку вы используете для расслабления и/или медитации? С уважением

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Иван. Спасибо вам за хороший комментарий. Для занятий медитацией нужно любить и понимать классическую музыку и использовать ту музыку, которая нравится и позволяет входить в состояние медитации. Можно использовать произведения Чайковского "Времена года", например, "Подснежник", Вивальди "Времена года" - "Весна", «Шестую симфонию» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта и ,конечно, Моцарта "Симфонию №40". Мелодия должна нравиться и вызывать позитивные мысли и чувства у медитирующего. С уважением

      Удалить
  4. Иван! Вы, правильно думаете. Только, когда это ритмичная музыка, с басовыми и ритмом способствовала успокоению, ощущению покоя, расслабленности и, наконец, ощущению своих чувств, эмоций, отношению к стрессам современного бытия? Конечно, не всякий любит классику. В этом я с Вами полностью солидарен. Но разве мало наших лирических песен, с разумным текстом, с мелодией, которая затрагивает все, скрытые от посторонних, лично твои чувства (кроме - я убью тебя лодочник или я так тебя люблю, что в речке утоплю). Правда, оригинальное начало медитации? Дело в том, что частоты мелодий воздействуют на каждый мозг по разному. Медитировать - это отключиться от всего, что тебя окружает, сосредоточится на самом главном, себе любимом. А этому помогает музыка с большой буквы. С уважением.

    ОтветитьУдалить
  5. Виктор, ты как всегда, молодец! Это не статья для блога, а настоящая докторская работа ! Тебе нужно поставить кнопочки соц. сетей и отправлять статьи туда.В Яндекс- Директе подобрать около 20-30 слов, для того, чтобы по ним индексировались твои статьи и включить монетизацию блога.Сюда бы подошли ролики с Ютуба ( где у тебя должен быть свой канал) лечение музыкой по методу Сильва. Успехов и процветания, мой друг!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Регина, спасибо за позитивный комментарий статьи и за поддержку. С уважением и симпатией В.Воробьёв

      Удалить
  6. Спасибо, Виктор Николаевич, за столь развернутую и глубокую статью! Роль музыки в нашей жизни велика и неоспорима. Полностью согласна.что дети,получающие муз.образование лучше усваивают учебный материал.чем их сверстники,в добавок развивается способность к логическому мышлению.
    Хочется добавить несколько строк гениального Ромена Роллана о музыке.
    "Жизнь проходит. Тело и душа иссякают,как поток.Все в мире умирает и возрождается . Только ты,Музыка, не бренна,ты одна бессмертна. Ты-внутреннее море. Ты глубока,как душа.Суровый лик жизни не отражается в твоих ясных зрачках.Ты вне мира. У тебя свой собственный мир. У тебя свои законы,свое солнце,свои приливы и отливы. Музыка,светлый друг! Ты превыше добра,ты превыше зла. Нашедший в тебе прибежище живет вне веков."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Петровна. Спасибо за позитивный, откровенный и объективный комментарий по поводу статьи и музыки. С уважением

      Удалить